Бюджет города Канска на 2016 год был принят на 5-й сессии Канского городского Совета 5 созыва, 22 декабря 2015 года с общим объёмом доходов 2млрд.409,0 млн. руб., общим объёмом расходов 2млрд.478,6 млн. руб. и дефицитом бюджета в сумме 69,6 млн. руб. Анализируя прошлогодний бюджет, можно предположить, что фактический дефицит по итогам 2016 г. составит около 180 млн. руб.
Не буду проводить детальный анализ бюджета,а коснусь главных характеристик и показателей городского бюджета. Администрацию города критиковать не буду, да и есть ли смысл сваливать на "голову" администрации, существующие недостатки бюджетной политики, которую за долгие годы выстроило правительство.
В целом бюджет нельзя назвать бюджетом развития города, потому что он не учитывает даже уровень инфляции за 2015 год - 12,9%. Бюджет на 2016 год, практически по всем статьям сформирован на уровне прошлого года и сохранены все социальные гарантии для опредепённой части населения.
Большая часть расходов бюджета приходится на образование - 1088,2 млн руб. (40,7%) и ЖКХ - 957,2 млн. руб. (38,6%), затем культура - 101,8 млн. руб. (4,1%), управление социальной защиты - 91,3 млн. руб. (3,7%), спорт и туризм - 76,2млн. руб. (3,1%) и т. д.
Муниципалбные образования практически лишены самостоятельности по формированию бюджета. Так, например, в доходную часть городского бюджета от собранной суммы направляется всего 30% НДФЛ, 5% прибыли, 10% акцизов - это основные налоговые источники формирования доходной части бюджета. Собранные суммы от ЕНВД, налога на имущество физических лиц, земельного налога и др. поступают в доходную часть бюджета города в размере 100%. С учётом этих нормативов, сумма налоговых и неналоговых поступлений в доходную часть городского бюджета составила 505 млн. руб. или 20,6%, оставшуюся доходную часть бюджета 78,5% восполняют безвозмездные поступления в виде субсидий, субвенций, дотаций, в основном из Краевого бюджета в сумме 1млрд.904,0 млн. руб.
Если допустить, что сумма всех собранных налогов на территории города зачислится полностью в доходную часть городского бюджета, то окажется, что наш город сможет сформировать бюджет на сумму не более 1млрд.450 млн. руб., т. е. обеспечить только половину своих расходов.Это говорит о том, что город не в состоянии учесть интересы различных групп населения, обеспечить работу муниципальных учреждений и социальную стабильность в городе без бюджетных трансфертов.
Это проблема не только города Канска, это проблема государства в целом, потому что промышленность находится в забвении, не строятся фабрики и заводы, а только одни слова: "...реальный сектор экономики.". Где этот сектор, укажите на него пальцем, если он есть, то направьте деньги на его развитие? Пока же поступления в бюджет государства идут, в основном, за счёт продажи углеводородного сырья и цветных металлов.
На мой взгляд, в городе можно и необходимо развивать местную промышленность. Как? Да хотя бы не банкротить имеющиеся муниципальные предприятия и вместе с этим развивать новые. Какие? Например, прдприятие по добыче строительного камня и облицовочной плитки, есть для этого в районе месторождения. Мне, как геологу и экономисту это точно ивестно - какие и где. Так же есть лечебные источники, почему бы не подумать о строительстве муниципальной водо-грязелечебницы, розливе минеральной воды, почему бы не подумать о строительстве высокотехнологичного кирпичного завода и т. д. Над этим
городской администрации надо подумать.
Пора принимать решения и на самом верху, необходимо, как можно скорее, внести серьёзные поправки в налоговое законодательство, о которых из года в год только одни разговоры: это и прогрессивный налог на доходы физических лиц; налог от продажи углеводородного сырья; рента за пользование природными ресурсами; налог на роскошь и др.
Дополнительно полученные доходы направить в регионы на развитие промышленности. Всё это возможно. Для этого потребуется определённое время, дополнительные расходы и конечно же политическая воля властных структур.
В нашем же распоряжении имеется одно замечательное средство, которое не требует никаких дополнительных затрат и времени - это экономия. Дорогие друзья, не будем забывать о ней, ведь бюджет нашего города так скуден!
Экономист В. М. Павличенко. Депутат Канского городского совета.
30.01.2016 г.
Депутат Канского городского совета депутатов пятого созыва.
Павличенко Виктор михайлович. Родился в 1958 году д. Копчак Омской области. Образование высшее техническое и экономическое.
Работает в Ивановской геологической экспедиции с 1980 года. Прошёл трудовой путь бурового мастера, инженера технолога по бурению, начальника ОТиЗ, главного экономиста.
С 1994 года заместитель начальника экспедиции по экономике. Старший лейтенант запаса. Женат, имеет двух дочерей и пять внуков.
Депутат Павличенко В. М. ведёт приём граждан еженедельно в пятницу с 15.00 часов до 17.00 часов местного времени по адресу: ул. Кайтымская,53, кабинет 13.
Смешались мысли, сжаты нервы. И каждый мыслит наугад. У власти кончились резервы, Что были тридцать лет назад.
Кто вам мешает дело делать? Страной мешает управлять? Иметь для дела надо смелость, И честным гражданам не лгать.
У власти вы, как четверть века, Ведёте к пропасти Страну. И позабыв про человека, Цинично грабите казну!
Хитры, обманчивы и лживы. Способны всех легко предать: Страну, друзей, народ единый, И даже собственную мать…!
В почёте нынче клерк, чиновник. В почёте каждый бюрократ. Ответьте нам, министр Виновник, Наказан будет казнокрад?
Виновник этот - шустрый малый, Ему в отставку бы уйти, Спокойный он и в меру важный – Батрачьте даром, мужики.
А в Главке вновь проворовались, Все деньги спёрли и молчок. Премьер свои глаза таращит, И гаджет прячет в кулачёк!
Размышления о коррупции
Коррупция, что-то созвучное с крупозным воспалением легких. Болеет Россия, ох как сильно болеет! В целях спасения страны от этой напасти, либерально-демократическая власть 22.12.2008 г. приняла и одобрила Федеральный Закон №273 «О противодействии коррупции». С тех пор прошло восемь лет, а государство так и находится в коррупционной коме. Дело в том, что вирус очень сильно мутирует и имеет высокую подвижность. Его можно обнаружить в самых различных регионах государства и областях экономики. Есть сельхозный (скрыниковский) вид, оборонсервисный (сердючный), глонассовский (урличный). Особенно опасен дальневосточный вирус, который подразделяется на космодромовский, атэсовский, рыбный и др. Этим видом вируса может заразиться даже самый вирусоустойчивый чиновник. Губернским же вирусом заражаются в основном губернаторы, в отличие от министров их иногда «лечат». Профилактические респираторные повязки на лицах чиновников вряд ли принесут эффект, вирус в организм может проникнуть и через другие места на теле.
Делаются робкие попытки правоохранительных властей по излечению болезни в провинциальных городках. Как говорится, атака с флангов к центру. Не исключено, что такая тактика может принести успех? Оттеснить зараженных в самый центр и провести с ними серьезные профилактические мероприятия, не дав вновь распространиться заразе по всей территории страны? Хотя, в самом центре больных и без этого хватает?
К сожалению, попытки власти победить коррупцию в муниципальных образованиях, не всегда эффективны, а порой даже ошибочны, как говорится, ноль он и в Африке ноль. Не там «роем» господа! Например, депутат имеет кредитно-универсальный рублевый счет, которым не пользуется три года. Не пользуется потому, что давно погасил кредит, а счет нулевой остался «висеть». Вопрос. Сколько денег «отмыл» депутат за три года через свой счет, если на него за этот период не поступило ни копейки? По мнению некоторых оппонентов, этот факт является серьезным коррупционным деянием – горе от ума, ей богу!
Мне стыдно за наших чиновников высшего ранга. За 20 лет, начиная с залоговых аукционов по продаже государственного имущества, они породили махровую коррупцию, не знающую границ. Породили этого монстра и сами же с ним «борются». Издают законы, скоро начнут издавать Кодексы по борьбе с коррупцией, идут на неё в атаку - просто Дон-Кихоты Ламанчские! Знаете сколько принято поправок к закону о противодействии коррупции за 8 лет? Не угадаете!
Я хочу предложить старое, давно забытое лекарство – Уголовный кодекс. Да, да господа всего один Закон - Уголовный кодекс, но с внесением в него поправок. В первую очередь это посадка чиновников и других лиц за коррупционные деяния в тюрьму. Срок назначать в зависимости от тяжести преступления, нанесенного ущерба экономике, вплоть до высшей меры и не забыть про полную конфискацию имущества и лишения права занимать руководящие посты пожизненно. И не надо ходить вокруг, да около и воевать с ветряными мельницами.
Страшно, господа либерал-демократы? А что делать? Не ропщите, «прогнулись» перед западом, напринимали либеральных законов, вступили в ВТО и что показал вам запад? Или вас устраивает больная коррупцией Россия?
Депутат Канского
городского Совета 5 созыва
В. Павличенко
21.10.2016 г.
Еще раз о бюджете г. Канска
Бюджет города – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансирования задач и функций местного самоуправления, направленных на обеспечение жизнедеятельности и социально-экономического развития муниципального образования. Городской бюджет формируется в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Законом Красноярского края о межбюджетных отношениях, местными нормативными актами и утверждается решением городского Совета депутатов.
Так, каков же бюджет нашего города? Достаточен ли он для обеспечения социально-экономического развития, для увеличения объема и качества предоставляемых услуг горожанам?
Чтобы это понять проведем краткий сравнительный анализ динамики бюджета города за ряд лет.
Таблица 1.
№
Наименование показателей бюджета
Фактическое исполнение, млн. руб.
Темп роста,%
План, млн. руб
Темп роста,%
2014
2015
в текущих ценах
в сопоставимых ценах
2016
в текущих ценах
в сопоставимых ценах
в текущих ценах
в сопоставимых ценах
в текущих ценах
в сопоставимых ценах
А
Б
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Доходы, всего
2214,9
2322,7
2057,3
104,9
92,9
2613,1
2104,1
118,0
95,0
В том числе
налоговые (НДФЛ, налог на прибыль, акцизы, ЕНДВ, налог на имущество, земельный налог и др.)
551,6
407,2
360,7
73,8
65,4
436,9
351,8
79,2
63,8
неналоговые (сдача в аренду имущества, штрафы, продажа имущества, оказание платных услуг и др.)
69,2
72
63,8
104,0
92,2
68,9
55,5
99,6
80,2
безвозмездные поступления (субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты) из краевого бюджета
1594,1
1843,5
1632,9
115,6
102,4
2107,3
1696,8
132,2
106,4
2
Расходы
2334,7
2454,6
2174,1
105,1
93,1
2697,9
2172,4
115,6
93,0
Дефицит
-119,8
-131,9
-84,8
Базовый период – 2014 г.
- уровень инфляции за 2015 г. – 12,9% (данные Федеральной службы государственной статистики)
- прогнозный уровень инфляции на 2016 г. –10%.
Доходная часть бюджета 2015 г. в сопоставимых ценах по сравнению с 2014 г. снизилась на 157,6 млн. руб. или 7,1%. Снижение доходной части бюджета в сопоставимых ценах сохраняется в 2016 г. и за год может составить около 110 млн. руб. или 5%.
Снижение доходов в 2015 г. произошло за счет снижения налоговых и неналоговых поступлений соответственно на 34,6% и 7,8%. Ожидается снижение налоговых и неналоговых поступлений по сравнению с базовым периодом и в 2016 г. на 36,2% и 19,8% соответственно. Безвозмездные поступления из краевого бюджета, наоборот, растут как в текущих, так и в сопоставимых ценах, но их темпы роста не перекрывают снижение темпов роста налоговых и неналоговых поступлений в городской бюджет.
Фактические расходы бюджета 2015 г. и запланированные расходы на 2016 г. в сопоставимых ценах снижены по отношению к базовому на 160,6 млн. руб. и 162,3 млн. руб. соответственно или на 7,0%.
За анализируемый период наметилась явная тенденция к снижению доходов бюджета от налоговых поступлений, и наоборот рост доходной части городского бюджета за счет безвозвратных поступлений (трансфертов, субсидий, дотаций) из бюджета края.
Снижение налоговых доходов в бюджет города происходит как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Учитывая то, что налоговые ставки за анализируемый период не менялись, можно сделать вывод, что юридические и физические лица стали меньше платить налогов. Почему? Я вижу две основные причины - это снижение размера налогооблагаемой базы на территории города и сокрытие доходов (заработная плата в «конвертах»). С сокрытием налогов бороться как-то можно, а вот увеличение налогооблагаемой базы – это значительно сложнее. Налогооблагаемая база основных налогов напрямую связана с эффективностью производств, т.е. производительностью труда, объемами работ и рентабельностью, например: налог на прибыль, акцизный налог, УСН, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых. Очевидно, что, не имея на территории города достаточного количества промышленных предприятий и рабочих мест, трудно рассчитывать на его социально-экономический рост. Как увеличить объемы и производительность - это совсем отдельная тема?
Кто-то скажет, что город зарабатывает достаточно налогов, основная доля налогов в соответствии с Законом края «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае» уходит в краевой бюджет, а потом в виде субсидий и трансфертов возвращаются обратно.
Это действительно так: 70% подоходного налога собранного на территории города; 90%(с 2016 г. 95%) налога на прибыль; 90% акцизов и еще доли некоторых налогов, которые не оказывают существенного влияния на формирования бюджета (сельхоз.налог, налог и др.) уходят в доход краевого бюджета.
Чтобы понять, сколько же город на самом деле зарабатывает налогов, является ли он убыточным или самодостаточным, проанализируем динамику налоговых поступлений за ряд лет с условием их 100% зачисления в бюджет города (таблица 2).
№
Наименование показателей бюджета
Фактическое (условное) исполнение бюджета, с учетом 100% зачисления налогов в бюджет города, млн. руб.
План, млн. руб
2014
2015
2016
A
Б
1
2
3
1
Налоговые и неналоговые доходы, всего
1793,9
1349,8
1479,6
В том числе:
налоговые доходы, всего
1724,7
1277,8
1410,7
прибыль
43
78
76
НДФЛ
1413,7
888,7
970
акцизы
161,0
198,0
243
прочие налоги (ЕНДВ, земельный, имущество, сельхоз.налог, налог с патента)
86,4
89,5
95,6
государственная пошлина
20,6
23,6
26,1
неналоговые (сдача в аренду имущества, штрафы, продажа имущества, оказание платных услуг и др.)
69,2
72
68,9
2
Расходы
2334,7
2454,6
2697,9
3
Уровень налоговых и неналоговых поступлений в городской бюджет (собственные средства), %
76,8
55,0
54,8
Очевидно, что Канск город дотационный. Уровень налоговых доходов (отношение налоговых доходов к расходам) в городском бюджете имеет тенденцию к снижению с 76,8% в 2014 г. до 55% в 2015 г. и в планируемом 2016 г. до 54,8%.
Уважаемые Заказчики и Подрядчики, исполняющие городской муниципальный заказ, будьте рачительны и экономны! Не забывайте про эффективность и качество оказываемых услуг, особенно таких, как ремонт и асфальтирование дорог и дворовых территорий.
Депутат Канского городского Совета,
экономист В. Павличенко